A A A

Воспитательная работа со спортсменамиvospitanie

Спорт всегда был мощным средством воспитания. В современной ситуации на пути его использования в этих целях возникают существенные трудности. Отметим основные, имеющие отношения к воспитанию детей в СШ:

  • снижение жизненного уровня населения;
  • снижение воспитательного воздействия семьи, общеобразовательной школы , общественных организаций;
  • постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей;
  • появление многочисленных неформальных молодежных организаций;
  • проявление в детскую и молодежную среду преступности всех видов, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции и других негативных явлений.
  • поток информации через СМИ низкопробной продукции пропагандирующее насилие, жестокость, преступность, секс, алкоголь, табакокурение, наркоманию;
  • продажа сигарет, алкогольной продукции:
  • занятие попрошайничеством;

В этих условиях возрастает роль воспитательной работы.

 

Воспитательная работа СШ должна быть направлена на:

 

  1. воспитание патриотических качеств спортсменов - воспитать полезного обществу гражданина патриота своей Родины.
  2. воспитание трудолюбия является основным стержнем воспитательной работы. Нужно показывать спортсменам, что успех в современном спорте зависит прежде всего от трудолюбия. Можно рассказать о тренировке лучших представителей «своего» вида спорта, о сильнейших спортсменах. Примером трудолюбия может служить тренировка с выдающимися спортсменами.
  3. воспитание дисциплинированности проявляется в посещении занятий, соблюдении тренировочного режима, строгом и точном выполнении определенных правил и указаний тренера.
  4. воспитание моральных качеств, чему служат личный пример тренера, убеждение, целенаправленная постановка задач, поощрение и наказание, а также внешний вид тренера, который должен быть безукоризненным. Аккуратная и красивая спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды невольно заставляют учеников обратить особое внимание на свой внешний вид. Чем шире кругозор тренера, чем выше его специальные и общие знания.
  5. поощрение - главное условие в применении поощрения - своевременность. Запоздавшее поощрение создает у спортсмена впечатление, что его успехи безразличны тренеру и окружающим.
  6. наказание - это эффективный метод наказания требует очень внимательного и вдумчивого отношения. наказание должно быть справедливым и своевременным.
  7. волевыми качествами считаются смелость и решительность. Воля спортсмена развивается и укрепляется в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера (постановки усложняющихся задач).
  8. упорство в современной тренировке, основано на применение высоких и интенсивных нагрузок. «Умение терпеть» вырабатывается при :

    - искусственном наращивание усилий по мере наступления утомления;
    - тренировка в группе особенно полезна для сравнительно слабых спортсменов (попытка не отставать от сильных товарищей);
    - применение соревновательного метода - является мощным раздражителем и может быть использован в различных видах подготовки и прежде всего в ОФП.

  9. смелость - частое участие в соревнованиях, создание в тренировке более сложных условий, чем на соревнованиях, применение психологических приемов.

 

А так же воспитательная работа должна быть направлена на:

- гармоничное развитие личности ребенка;

- формирование и укрепление спортивных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел;

- сохранение и укрепление здоровья;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- создание учащимся условий для полной самореализации и достижения спортивных успехов сообразно способностям.

 

Основной составляющей воспитательной работы в спортивных секциях СШ является

Участие детей в соревнованиях согласно годовому плану работы СШ.

Это позволит четко определит место коллектива в системе воспитательного процесса и будет способствовать:

      • повышению уровня общительности каждого в отдельности;
      • развитию личностных качеств тренирующихся, направленных на благо коллектива в целом.

 

Цель воспитательной системы:

 

Поэтапное создание условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной занятиями,готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению

 

      • формировать осознанное восприятие учащимися ценности своего здоровья,
      • научить обладанию эмоционально волевой регуляцией необходимой для успешного достижения поставленных целей.
      • развивать основные физические способности,
      • укреплять здоровье воспитанников.

 

Этапы построения воспитательной работы

 

1 этап - подготовительный, проектный

Его цель: пробудить творческую активность у тренеров, тренирующихся, родителей, выработать единую методическую тактику: тренера, тренирующихся, родители, общественность.

Основные направления деятельности:

      • создание и объединение детей в спортивные коллективы;
      • изучение мнений, интересов детей,тренеров, родителей;
      • изучение состава тренирующихся, выявление тренирующихся и родительского актива;
      • подбор и расстановка кадров;
      • повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для развития спортивных успехов.

 

2 этап - практический

Определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е. стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы.

Задачи:

      • совершенствование задач первого этапа;
      • создание спортивных традиций;
      • развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.

Основные направления деятельности:

      • четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы. Стратегия и тактика развития и совершенствования воспитательной работы зависит от плана - программы педагогических действий с с содержательной и временной последовательностью.
      • воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности .
      • работа в социуме с родителями.

 

3 этап - обобщающий

Обеспечить надежные качественные результаты воспитательного процесса.

Создание системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.

Необходимы педагогические условия: обучение и воспитание детей в интересах развития личности, семьи, города.

В системе многолетней подготовки спортсменов является спортивная ориентация - это разновидность социальной ориентации, направленной на оказание организационной помощи детям и молодежи в выборе вида спортивной деятельности с учетом индивидуальных задатков, склонностей и интересов.

Помочь подростку выбрать вид спортивной деятельности, в большой мере соответствующий его физическим возможностям, складу характера, вкусам, укрепление здоровья, физического развития и разносторонней физической подготовленности; привитие потребности к систематическим занятиям спортом; овладение основами спортивной техники, занятиями в области методики спортивной тренировки; воспитание волевых качеств.

 

Работа с родителями

 

      1. родительские собрания: анализ занятий, решение общих проблем;
      2. беседы,лекции связанные с проблемами воспитания;
      3. традиционные разговоры с родителями по телефону (сообщения о пропущенных занятия по причине и без);
      4. консультация, анкетирование детей и родителей;
      5. совместные встречи детей и родителей (организация вечеров, походов, экскурсий) т.е. максимально возможное привлечение родителей в жизнь секции.

 

Таким образом, воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки - от новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена.