Воспитательная работа со спортсменами
Спорт всегда был мощным средством воспитания. В современной ситуации на пути его использования в этих целях возникают существенные трудности. Отметим основные, имеющие отношения к воспитанию детей в СШ:
- снижение жизненного уровня населения;
- снижение воспитательного воздействия семьи, общеобразовательной школы , общественных организаций;
- постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей;
- появление многочисленных неформальных молодежных организаций;
- проявление в детскую и молодежную среду преступности всех видов, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции и других негативных явлений.
- поток информации через СМИ низкопробной продукции пропагандирующее насилие, жестокость, преступность, секс, алкоголь, табакокурение, наркоманию;
- продажа сигарет, алкогольной продукции:
- занятие попрошайничеством;
В этих условиях возрастает роль воспитательной работы.
Воспитательная работа СШ должна быть направлена на:
- воспитание патриотических качеств спортсменов - воспитать полезного обществу гражданина патриота своей Родины.
- воспитание трудолюбия является основным стержнем воспитательной работы. Нужно показывать спортсменам, что успех в современном спорте зависит прежде всего от трудолюбия. Можно рассказать о тренировке лучших представителей «своего» вида спорта, о сильнейших спортсменах. Примером трудолюбия может служить тренировка с выдающимися спортсменами.
- воспитание дисциплинированности проявляется в посещении занятий, соблюдении тренировочного режима, строгом и точном выполнении определенных правил и указаний тренера.
- воспитание моральных качеств, чему служат личный пример тренера, убеждение, целенаправленная постановка задач, поощрение и наказание, а также внешний вид тренера, который должен быть безукоризненным. Аккуратная и красивая спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды невольно заставляют учеников обратить особое внимание на свой внешний вид. Чем шире кругозор тренера, чем выше его специальные и общие знания.
- поощрение - главное условие в применении поощрения - своевременность. Запоздавшее поощрение создает у спортсмена впечатление, что его успехи безразличны тренеру и окружающим.
- наказание - это эффективный метод наказания требует очень внимательного и вдумчивого отношения. наказание должно быть справедливым и своевременным.
- волевыми качествами считаются смелость и решительность. Воля спортсмена развивается и укрепляется в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера (постановки усложняющихся задач).
- упорство в современной тренировке, основано на применение высоких и интенсивных нагрузок. «Умение терпеть» вырабатывается при :
- искусственном наращивание усилий по мере наступления утомления;
- тренировка в группе особенно полезна для сравнительно слабых спортсменов (попытка не отставать от сильных товарищей);
- применение соревновательного метода - является мощным раздражителем и может быть использован в различных видах подготовки и прежде всего в ОФП. - смелость - частое участие в соревнованиях, создание в тренировке более сложных условий, чем на соревнованиях, применение психологических приемов.
А так же воспитательная работа должна быть направлена на:
- гармоничное развитие личности ребенка;
- формирование и укрепление спортивных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- создание учащимся условий для полной самореализации и достижения спортивных успехов сообразно способностям.
Основной составляющей воспитательной работы в спортивных секциях СШ является
Участие детей в соревнованиях согласно годовому плану работы СШ.
Это позволит четко определит место коллектива в системе воспитательного процесса и будет способствовать:
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств тренирующихся, направленных на благо коллектива в целом.
Цель воспитательной системы:
Поэтапное создание условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной занятиями,готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению
- формировать осознанное восприятие учащимися ценности своего здоровья,
- научить обладанию эмоционально волевой регуляцией необходимой для успешного достижения поставленных целей.
- развивать основные физические способности,
- укреплять здоровье воспитанников.
Этапы построения воспитательной работы
1 этап - подготовительный, проектный
Его цель: пробудить творческую активность у тренеров, тренирующихся, родителей, выработать единую методическую тактику: тренера, тренирующихся, родители, общественность.
Основные направления деятельности:
- создание и объединение детей в спортивные коллективы;
- изучение мнений, интересов детей,тренеров, родителей;
- изучение состава тренирующихся, выявление тренирующихся и родительского актива;
- подбор и расстановка кадров;
- повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для развития спортивных успехов.
2 этап - практический
Определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е. стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы.
Задачи:
- совершенствование задач первого этапа;
- создание спортивных традиций;
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.
Основные направления деятельности:
- четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы. Стратегия и тактика развития и совершенствования воспитательной работы зависит от плана - программы педагогических действий с с содержательной и временной последовательностью.
- воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности .
- работа в социуме с родителями.
3 этап - обобщающий
Обеспечить надежные качественные результаты воспитательного процесса.
Создание системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.
Необходимы педагогические условия: обучение и воспитание детей в интересах развития личности, семьи, города.
В системе многолетней подготовки спортсменов является спортивная ориентация - это разновидность социальной ориентации, направленной на оказание организационной помощи детям и молодежи в выборе вида спортивной деятельности с учетом индивидуальных задатков, склонностей и интересов.
Помочь подростку выбрать вид спортивной деятельности, в большой мере соответствующий его физическим возможностям, складу характера, вкусам, укрепление здоровья, физического развития и разносторонней физической подготовленности; привитие потребности к систематическим занятиям спортом; овладение основами спортивной техники, занятиями в области методики спортивной тренировки; воспитание волевых качеств.
Работа с родителями
- родительские собрания: анализ занятий, решение общих проблем;
- беседы,лекции связанные с проблемами воспитания;
- традиционные разговоры с родителями по телефону (сообщения о пропущенных занятия по причине и без);
- консультация, анкетирование детей и родителей;
- совместные встречи детей и родителей (организация вечеров, походов, экскурсий) т.е. максимально возможное привлечение родителей в жизнь секции.
Таким образом, воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки - от новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена.